КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ НА ТЕМУ: «Монотипия (кляксография) - страна чудес!»


КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ НА ТЕМУ:
«Монотипия (кляксография) - страна чудес!»
5 КЛАСС


Гармашова Людмила Іванівна

2015 год




«Кто сказал, что пишут красками?
Пользуются красками, а пишут чувствами».
Ж..-Б.С.Шарден
 Главная идея урока:
Познакомить детей   не со средствами изобразительности, а со средствами выразительности. Научить видеть живописность пятна  и в непонятном  разглядеть красоту!  Не изображаем, а выражаем!
Задачи:
ü Активизировать познавательную деятельность учащихся посредством  включения их в практическую работу.
ü Создать условия для развития полноценного восприятия  окружающего мира через подключения всех сенсорных каналов, для формирования исследовательских действий, развития эмоционально- эстетического отношения  к исследуемому предмету, явлении. Сформировать навык работы в технике монотипии.
ü Прогнозируемый результат: Интерес к объектам и явлениям ближайшего окружения, умение применить изучаемую технику для передачи объема: развитие образной памяти.
Цели урока:
Цель обучающая: Сформировать понятие о методе печатной графики, называемой «монотипия», с новой технологией в декоративно-прикладном творчестве, способам и последовательностью выполнения работы. Расширить знания о пейзаже как жанре в живописи, цвете как основном средстве художественной выразительности.  Научить использовать различные способы рисования монотипии.
Цель:развивать познавательную активность, зрительную память, воображение, художественную фантазию, интерес, навыки владения художественными материалами, приемы работы красками, организованность и аккуратность в работе.
Цель воспитательная: Воспитание эмоциональной отзывчивости, эстетического чувства, интереса к творчеству, к  изобразительному искусству, сознательности и активности в обучении; эмоциональная разрядка..
Вид изобразительного искусства: живопись
Ход урока:
1. Организационный этап урока. Сообщение темы и целей урока.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ к уроку
Учитель. Ребята, посмотрите на эпиграф к нашему уроку, прочитайте и подумайте, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?
  Эпиграф на доске:                                       Фантазия художника щедра.
Она нам дарит столько неожиданного!
 Представь, насколько жизнь была б бедна,
Коль не было бы в ней чудес невиданных.  
Ученики. О чудесах, о чём-то нежданном, негаданном, о фантазии, о кляксах.
Учитель. Почему вы так решили? Вы правы, сегодня мы с вами погрузимся в мир фантазии и воображения. Но самое главное, я познакомлю вас с новой техникой выполнения рисунка – монотипией или кляксографией.   
2. Этап актуализации субъективного опыта учащихся.
Учитель. Ребята, подумайте, во что могут превратиться кляксы?
Учащиеся. Ответы детей самые разные.
Учитель. А можно ли с помощью кляксы получить какое-либо изображение? (Да)
3. Этап обобщения и систематизации знаний учащихся.
Учитель. Давайте с вами вспомним основы цветоведения, с которыми мы познакомились на прошлых уроках.
1. Дидактическая игра «Основные и составные цвета».         





Выбери 3 основных цвета и 3 составных, полученных при смешивании основных цветов. Раздели и наклей их в колонки: основные и составные цвеца





    
. Дидактическая игра «Раздели цвета».            





Задание 1. Из предложенных цветных прямоугольников найди ахроматические цвета и наклей в ячейки.   

Задание 3.  Назовите  холодные и тёплые цвета.  Анализ выполненной работы
Учитель: Цвет – это первый помощник художника, с помощью цвета мы можем изобразить все, что нас окружает таким, какое оно есть на самом деле; можно украсить вещи, предметы, одежду, игрушки!
Процесс воображения свойственен только человеку. (Воображение тесно связано с памятью, восприятием, мышлением) Творческое воображение - это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи.  Вывод:  На сегодняшнем уроке очень понадобятся ваши знания о цвете и ваши творческие воображения.
4. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.
Учитель. Ребята! Какими материалами приходится рисовать Художнику?
 Ученик: .красками, карандашами, мелками, углем, фломастерами.
Учитель. Да и посмотрите, какие рисунки получаются у него, не похожие друг на друга (показ рисунков, выполненных различными художественными материалами). Чтобы нарисовать такие работы Художнику пришлось потрудиться не один день.           
Учитель. Ребята, вам понравились эти работы?  Ученики. Да.
Учитель. Вы хотите попробовать научиться рисовать с помощью клякс? Ученики. Да.
Учитель.  Эта техника, ребята, называется МОНОТИПИЯ
Монотипия – это графическая техника. Состоит из двух древнегреческих слов «Моно — один, типия — отпечаток». Монотипия как вид искусства максимально пробуждающая фантазию и образное мышление.
Монотипия существует давно, более трехсот лет. Впервые применил эту технику в XVII столетии итальянский художник Джованни Кастильоне.
Появление монотипии в России связано с именем Елизаветы Сергеевны Кругликовой, заново «открывшей» эту технику в начале XX века и создавшей собственную школу. Монотипия позволяет создать лишь один типографский оттиск и сочетает в себе элементы живописи и эстампа. Художник, работающий в этой технике, наносит краски на гладкую поверхность. Затем к готовой печатной форме прижимают лист бумаги. Полученный полиграфический продукт и называется монотипией.              
Часто художники видят в кляксах пейзаж. Пейзаж (фр. Местность, страна, родина) – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида, местности             
Учитель: Итак. Какие же этапы выполнения техники МОНОТИПИЯ  
1 этап: Берем оргстекло с закругленными краями, чтобы не порезаться или кафельную плитку. Наносим кляксы гуашевой или акварельной краской с помощью кисточки. Используем разноцветные краски.
2 этап: Накрываем листом бумаги изображение на стекле или плитке. Прижимаем лист и говорим волшебные слова: «Абра – кадабра. Что тут вышло?»
3 этап: Поднимаем листочек движением «на себя». На бумаге получился цветной отпечаток. Этот рисунок называется монотипией. А если рассмотреть монотипию со всех сторон, то можно увидеть какой-либо образ. Если нужно, то этот образ можно дорисовать тонкой кистью деталями. Вот как наши кляксы превратились в красивую картину у наших учащихся школы:    
Учитель (всё показывает сам): Мы с вами познакомимся с двумя способами монотипии.                 Монотипия на бумаге.
Первый способ Делается это так: на поверхность (обычно стекло) наносится краска пятнами, линиями - как душе угодно или в зависимости от замысла, потом на эту поверхность прикладывается бумага. В результате на бумаге получается очень живописное нечто. Краски смешиваются сами, затекают, где-то остаются каплями. Это лучше один раз увидеть.
Исследуете полученную печать. Старайтесь увидеть образы.
Второй способ Для этого  нужны лист плотной бумаги, краски и кисточки. Сложи лист пополам. Чтобы получился ровный сгиб. На одной стороне бумаги нарисуй красками цветные пятна.  Вторую половину смачиваем губкой.
Влажную половину накладываем на первую половину с краской и проглаживаем. Разверни – и любуйся.  Теперь включайте фантазию!
Учитель: Способы работы над монотипией вам понравились? Учащиеся: Да
5. Этап применения изученного материала(творческая деятельность учащихся).  Задания группам (также дети могут работать  самостоятельно или в парах): Выполнить рисунок-пейзаж на тему «Краски осени: вид из окна» акварель гуашь в технике «монотипия»
Вы можете в своих работах выразить настроение, как грустное, так и радостное, используя различные оттенки красок.
Учитель - Какие краски вы видите осенним теплым деньком у нас в парке?
-А как изменятся оттенки осени, если по небу побегут серые тучи и будет накрапывать мелкий моросящий дождь?
-Что вы чувствуете, когда небо голубое, березы в золотистом уборе?
- А как изменится настроение, если повиснут над головой тяжелые мрачные тучи?
( Ответы учащихся). После работы обсудите в группе, что у вас получилось, понравился ли способ работы.
-Желаю творческого успеха. (На протяжении практической  работы учащихся звучит музыка П.И. Чайковского "Времена года".)
6. Правила техники безопасности.
При работе с красками и водой будьте аккуратными. Краска  должна быть густой.
При намачивании листа слегка выжимает губку, чтоб бумага получилась только влажной. При работе со стеклом соблюдаем технику безопасности. Сильно не давим, с места не двигаем.        Сидим свободно, не сутулимся.
7. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Упражнение на расслабление.
Учитель. Давно не было дождя, растения завяли. Сначала опустились головки, потом – листики, а потом согнулся весь стебелек до земли (дети за учителем опускают голову, затем роняют руки вдоль туловища, потом приседают на корточки).  Вдруг закапал дождик, растения стали оживать (движения в обратном порядке). Подул ветерок (руки над головой), зашумели стебельки (покачивание руками), затих ветерок (руки вниз). Сели. 
Учитель обращает внимание детей на инструкционную карту в презентации
Инструкционная карта   

1. Выбор темы, цветовой гаммы.
2. Нанести краски на стекло, предварительно смочив его.
3. Увлажнить бумагу.
4. Наложить бумагу на стекло
5. Снять оттиск
6. Поправить кистью
7. Высушить монотипию
8. Оформить работу.

 8. Этап контроля и самоконтроля
     Во время работы детей учитель делает целевые обходы:
1.     контроль организации рабочего места;
2.     контроль правильности выполнения приемов работы;
3.     оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
4.     контроль объема и качества выполненной работы.
9. Этап подведения итогов урока.
УчительУчитель вызывает тех, кто выполнил оттиски монотипии и просит их объяснить,  на какую тему была работа, и достиг ли он цели, после этого как он получил оттиск. Каждый ребёнок даёт название своему рисунку.
С каким новым приемом работы вы сегодня познакомились?
(монотипией)
Какие материалы мы использовали для этого?
(плитку, краски, бумагу)
Чем отличается монотипия от других видов изобразительного искусства?
(Своей непредсказуемостью)
Мне очень понравилось с вами творить. Свои работы вы можете подарить своим близким. А дома вы можете попробовать все способы, которые мы прошли на занятии и создать свои новые образы. Желаю радости создания и успехов.                 
10. Этап рефлексии. «Рожицы настроения»
Свое отношение к уроку выразите, оставив на парте одну из рожиц настроения.



Немає коментарів:

Дописати коментар